Версия для слабовидящих Версия для
слабовидящих

Вы здесь

Постановление № 1334 от 27 декабря 2022 г.

АДМИНИСТРАЦИЯ АРГАЯШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 27 декабря 2022 г. № 1334                                                                                 

О муниципальной программе Аргаяшского муниципального района

«Укрепление общественного здоровья на территории Аргаяшского 

муниципального района Челябинской области»

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Постановление правительства Челябинской области от 31.01 2020 года № 57-рп «О программе «Укрепление общественного здоровья на территории Челябинской области», Уставом Аргаяшского муниципального района, в целях определения основных направлений деятельности в рамках реализации вопроса местного значения

администрация Аргаяшского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу Аргаяшского муниципального района «Укрепление общественного здоровья на территории Аргаяшского муниципального района Челябинской области».

2. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте администрации Аргаяшского муниципального района.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. 

 

Глава Аргаяшского

муниципального района                                                       И.В.Ишимов

 

Утверждена

постановлением администрации 

Аргаяшского муниципального района от 27.12.2022 г.№ 1334

 

 

Муниципальная программа

Аргаяшского муниципального района

«Укрепление общественного здоровья на территории

Аргаяшского муниципального района Челябинской области»

 

  1. 1.     Паспорт муниципальной программы 

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Администрация Аргаяшского муниципального района

Соисполнители муниципальной программы

Заместитель Главы Аргаяшского муниципального района по социальной политике

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница с. Аргаяш» (ГБУЗ «Районная больница с. Аргаяш);

Отдел министерства внутренних дел России по Аргаяшскому району (Отдел МВД);

Управление образования Аргаяшского муниципального района;

Управление культуры, туризма и молодежной политики;

Управление социальной защиты населения (УСЗН);

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Аргаяшского муниципального района;

МУ «Физкультура и спорт»  

Участники

программы

Редакция районной газеты «Восход»;

МООИ Аргаяшского района;

Районный Совет ветеранов;

Общественные организации;

волонтеры

Проекты муниципальной

программы

        

Подпрограммы муниципальной

программы

        

Не реализуются.

 

 

 

Отсутствуют.

Основная цель (основные цели) муниципальной программы

Улучшение здоровья и качества жизни населения, формирование культуры общественного здоровья, ответственного отношения к здоровью на территории Аргаяшского муниципального района.

Основные задачи

 

1. Повышение информированности населения в вопросах муниципальной профилактики хронических неинфекционных заболеваний программыи формирования здорового образа жизни.

2.Формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни.

3. Увеличение доли лиц, мотивированных к ведению здорового образа жизни.

4.Создание межсекторальных рабочих групп, ответственных за разработку и реализацию мероприятий, муниципальной программы укрепления здоровья населения.

Целевые показатели результата

1.Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан   (процентов)

2.Увеличение      доли граждан,    охваченных профилактическими мероприятий, направленными на

укрепление общественного здоровья, профилактику неинфекционных заболеваний, (процентов);

3.Количество публикаций в СМИ и информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», направленных на формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, (единиц)

4.Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением (процент)

Этапы и сроки реализации

программы

Период реализации программы 2023-2025 г, в 3 этапа:

Этап 1 – 2023 год;

Этап 2 – 2024 год;

Этап 3 – 2025 год.

Объемы

бюджетных  ассигнований программы

Объем финансового обеспечения муниципальной программы на 2023-2025гг. составит – 60,00 в том числе по годам:

в 2023 году – 20,00 тыс. рублей; 

в 2024 году – 20,00 тыс. рублей;

в 2025 году – 20,00 тыс. рублей; 

Объем финансирования корректируется с учетом возможностей бюджета на текущий финансовый год.

Ожидаемые результаты

реализации программы

1. Доля граждан в возрасте 3-79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан в возрасте 3-79 лет, составит 53%

2. Увеличение     доли граждан,    охваченных профилактическими мероприятий, направленными на

укрепление общественного здоровья, профилактику неинфекционных заболеваний, составит 60%.

3.Количество публикаций в СМИ и информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», направленных на формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, составит 250 публикаций.

4.Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением составит 8%

 

Раздел I. Приоритеты и цели муниципальной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации муниципальной программы

        

Муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья на территории Аргаяшского муниципального района Челябинской области» (далее именуется - Программа) создана в соответствии с Указом   Президента   Российской Федерации  от 17 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации  до 2024 года» на основе паспорта региональной составляющей национального проекта «Демография», утвержденного протоколом от 13.12.2018 года Регионального стратегического комитета в соответствии с перечнем поручений Губернатора Челябинской области по итогам заочного заседания Регионального стратегического комитета 13.12.2018г. Программа направлена на достижение целевых показателей национального проекта «Демография» к 2024 году.

Основными направлениями Программы являются:

- формирование приверженности здоровому образу жизни у населения Аргаяшского муниципального района посредством проведения информационно-коммуникационной кампании с использованием современных каналов коммуникации и интерактивных способов донесения информации с учетом целевых групп и распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

- реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний у населения и корректировку риска их развития;

- внедрение на предприятиях и организациях в Аргаяшском муниципальном районе корпоративных программ, направленных на укрепление здоровья работников;

формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая создание условий для занятий физической культурой и спортом, здорового питания, снижение потребления алкоголя, защиту от табачного дыма;

вовлечение гражданского сообщества, в том числе некоммерческих организаций и добровольцев, волонтеров-медиков к участию в реализации мероприятий муниципальной программы укрепления общественного здоровья.

 

Мониторинг и оценка программы

 

Основными показателями, оценивающими эффективность программы, являются:

показатели общей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от хронических неинфекционных заболеваний граждан в трудоспособном возрасте: болезней системы кровообращения, злокачественных заболеваний, болезней органов дыхания, цереброваскулярных болезней;

распространенность факторов риска по итогам диспансеризации определенных групп взрослого населения (низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, артериальная гипертензия, гипергликемия, курение, злоупотребление алкоголем);

информированность населения по вопросам профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни (данные социологического исследования по информированности о диспансеризации, показатели частоты запущенных случаев злокачественных новообразований и поздней обращаемости при острых сосудистых состояниях).

 

Раздел 2. Анализ факторов, влияющих на смертность населения, и характеристика ресурсов службы медицинской профилактики в Аргаяшском муниципальном районе

 

Географические характеристики.

 

Аргаяшский муниципальный район – административно-территориальная единица (район) и одноименное муниципальное образование (муниципальный район) в Челябинской области. Образован в 1930 году административный центр село Аргаяш, расположенный в северной части Челябинской области. В переводе с башкирского Аргаяш означает солнечный берег.

Аргаяшский район по состоянию на 01.01.2020 г. занимает площадь 2568,18 кв.км из них 6% леса, 11% водоёмы (50 озер и 9 рек), площадь сельскохозяйственных угодий 140,8 кв.км, общая протяженность границ 250 км.

Аргаяшский район находится в 56 км к северо-западу от Челябинска. Через Аргаяш проходит железная дорога «Челябинск-Екатеринбург» и автодороги связывающие Аргаяш с городом Озерск, Кыштым, Карабаш, Сосновским и Кунашакским муниципальными районами.

В состав Аргаяшского муниципального района входит 12 сельских поселений и 86 населенных пунктов.

Климат Аргаяшского муниципального района континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое с периодически повторяющимися засухами. На формирование климата существенно влияют Уральские горы, создающие препятствие на пути движения западных воздушных масс. Температура воздуха зависит как от влияния поступающих на территорию области воздушных масс, так и от количества получаемой солнечной энергии.

С точки зрения инфраструктуры Аргаяшский район является наиболее развитым сельским районом не только в Челябинской области, но и на Урале Традиционная специализация района - сельское хозяйство, основные направления которого овощеводство, растениеводство и разведение крупного рогатого скота. Здесь функционируют сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, птицефабрика, хлебозавод, завод по производству алюминиевых банок.

Аргаяшский район-озерный край. Одно из озер – озеро Увильды – жемчужина Южного Урала, которое является самым крупным озером на Урале. На территории района функционирует климатический и бальнеологический курорт «Увильды».

 

Демографическая характеристика района

 

Аргаяшский муниципальный район крупный многонациональный район, в котором преобладает башкирское население, доля которого составляет в разных частях района от 50 до 60 процентов.

Структура населения по основным возрастным группам на 1 января 2019 года: моложе трудоспособного возраста – 26.1 процента, в трудоспособном возрасте – 50.0 процента, старше трудоспособного возраста – 23.9 процента.

Численность населения и распределение населения по возрастным группам Аргаяшского муниципального района представлена в таблице

 

Численность населения Аргаяшского муниципального района.

представлена в таблице 1.

Таблица 1

 

 

2019 год

2020 год

2021 год

Все население, человек

40540

40516

40412

Городское

-

-

-

Сельское

40540

40516

40412

В общей численности населения, процентов

Городское

0

0

0

Сельское

100

100

100

1 Оценка на 1 января соответствующего года

 

Структура населения по основным возрастным группам на протяжении трех лет  существенно не меняется : моложе трудоспособного возраста  2019 г. – 26 % 2020 г. -26,1% 2021 г.-26,2% , в трудоспособном возрасте –  2019 г. 50  % 2020 г. -50,8%, 2021 г. -50,4%, старше трудоспособного возраста – 2019г.- 24%, 2020г.-23,1%, 2021г.-23,4%.

Распределение населения по возрастным группам представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение населения по возрастным группам (человек)

Аргаяшского муниципального района

 

2019 год

2020 год

2021 год

Численность населения на 01.01., всего (Росстат)

40 540,00

40 516,00

40 412,00

городское население

0,00

0,00

0,00

сельское население

40 540,00

40 516,00

40 412,00

трудоспособного возраста

20 280,00

20 571,00

20 357,00

старше трудоспособного возраста

9 714,00

9 352,00

9 456,00

дети 0-17 лет

10 749,00

10 683,00

11 694,00

дети до 1 года

412,00

553,00

523,00

дети 0-14 лет

9 260,00

9 095,00

10 071,00

подростки 15-17 лет

1 489,00

1 588,00

1 623,00

взрослые 18 лет и старше

29 791,00

29 833,00

28 718,00

 

На тысячу жителей трудоспособного возраста  в 2021 г. приходилось - 1038 человека нетрудоспособного возраста, из них: детей и подростков (0-17 лет) – 574 человека, старше трудоспособного возраста – 464 человек.

Таблица 3

Численность мужчин и женщин

 

2019 год

2020 год

2021 год

Все население, человек:

40540

40516

40412

Мужчины

19528

19449

19489

Женщины

21248

21067

20923

В общей численности населения, процентов

Мужчины

48

48

48

Женщины

52

52

52

На 1000 мужчин приходится женщин

1088

1083

1073

Анализ заболеваемости и смертности населения в Аргаяшском муниципальном районе от неинфекционных заболеваний.

В течение последних трех лет в Аргаяшском муниципальном районе отмечается снижение общего коэффициента смертности, который в 2021 году составил 16,11 в расчете на 1 000 населения, который ниже по сравнению со среднеобластными показателями, в то же время снизился общий коэффициент рождаемости с 14,66 в 2019г. до 12,94 в 2021 г. в расчете на 1 000 населения.

 

Смертность от болезней системы кровообращения в Аргаяшском муниципальном районе. Число умерших от болезней системы кровообращения представлено в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Число умерших от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения

 

2019 год

2020 год

2021 год*

Смертность от болезней системы кровообращения на 100 000 населения

624,26

676,28

415,72

Число умерших от болезней системы кровообращения (абс.)

253

274

168

Смертность от ишемических болезней сердца (на 100 000 населения)

365,18

422,06

291,99

Число умерших от ишемических болезней сердца (абс.)

148

171

118

Смертность от инфаркта миокарда на 100 000 населения

46,88

61,70

24,75

Число умерших от инфаркта миокарда (абс.)

19

25

10

Смертность от цереброваскулярных болезней (на 100 000 населения)

71,56

125,88

56,91

Число умерших от цереброваскулярных болезней (абс.)

29

51

23

Смертность от острого нарушения мозгового кровообращения на 100 000 населения

64,15

108,60

39,59

Число умерших от острого нарушения мозгового кровообращения (абс.)

26

44

16

Всего по Челябинской области

 

 

527,4

 

Число умерших от новообразований на 100 тыс. населения представлено в таблице 5.

Таблица 5

Число умерших от новообразований на 100 тыс. населения

 

2019 год

2020 год

2021 год*

Смертность от новообразований (на 100 000 населения)

212,2

175,24

168,27

Число умерших от новообразований (абс.)

86

72

68

Смертность от злокачественных новообразований (на 100 000 населения)

212,2

175,24

168,27

Число умерших от злокачественных новообразований (абс.)

86

71

68

Всего по Челябинской области

 

 

212,2

 

Число умерших от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. человек представлено в таблице 6.

Таблица 6

Число умерших от дорожно-транспортных происшествий  на 100 тыс. населения

 

2019 год

2020 год

2021 год*

Смертность от внешних причин (на 100 000 населения)

207,26

217,2

183,11

Число умерших от внешних причин (абс.)

84

88

74

Смертность от ДТП (на 100 000 населения)

27,14

34,55

12,37

Число умерших от ДТП (абс.)

11

14

5

Всего по Челябинской области

 

 

105,2

 

Число умерших от болезней органов пищеварения на 100 тыс. населения представлено в таблице 7.

 

Таблица 7

Число умерших от болезней органов пищеварения на 100 тыс. населения

 

2019 год

2020 год

2021 год*

Смертность от болезней органов пищеварения на 100 000 населения

96,23

101,19

61,86

Число умерших от болезней органов пищеварения (абс.)

39

41

25

Всего по Челябинской области

 

 

95,4

 

Число умерших от болезней органов дыхания на 100 тыс. населения представлено в таблице 8.

Таблица 8

Число умерших от болезней органов дыхания на 100 тыс. населения

 

2019 год

2020 год

2021 год*

Смертность от болезней органов дыхания на 100 000 населения

32,08

93,79

56,91

Число умерших от болезней органов дыхания (абс.)

13

38

23

Всего по Челябинской области

 

 

66,1

 

Заболеваемость. Общая заболеваемость.  Структура заболеваемости. Первичная заболеваемость по обращаемости. Первичная заболеваемость по обращаемости населения. 

 

Общая заболеваемость – совокупность впервые выявленных в данном году заболеваний и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых вновь обратились в данном году. С 2019 по 2021 год общая заболеваемость выросла на 23%.

В 2021 году почти в 1,5 раза выросли заболевания  органов дыхания с 218,4 в  2019 г., до 325,1 в 2021г., на протяжении последних трех лет отмечается снижение заболеваемости болезней  системы кровообращения и болезней органов пищеварения.

Структура общей заболеваемости

Таблица 8

 

2019 год

2020 год

2021 год

Зарегистрировано заболеваний, абс.

57396

52893

65310

В том числе по классам :

 

%

 

%

 

%

инфекционные заболевания

 

2,6

 

1,8

 

1,3

онкологические

 

1,9

 

1,7

 

1,8

болезни  эндокринной системы

 

7,8

 

8,0

 

7,6

болезни  нервной системы

 

7,5

 

7,1

 

5,8

болезни системы кровообращения

 

10,4

 

11,7

 

13,1

болезни органов дыхания

 

29,1

 

27,0

 

28,6

болезни органов пищеварения

 

5,8

 

6,2

 

5,4

болезни кожи и подкожной.

Клетч

 

2,4

 

3,0

 

2,6

б-ни костномышечной системы

 

5,8

 

4,0

 

4,4

болезни мочеполовой системы

 

5,1

 

8,4

 

7,7

травмы и отравления

 

2,6

 

4,9

 

5,4

Прочие

 

19,0

 

16,1

 

16,2

 

Первичная заболеваемость –  это совокупность вновь возникших, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний (рецидивы хронической патологии, возникающие в течение года, не учитываются). Рассчитывается как отношение числа вновь возникших заболеваний к средней численности населения, умноженное на 1000.

Рост первичной заболеваемости отмечается с 2019 по 2021 год за счет болезней органов дыхания, которые выросли  в 1,7 раза с 2019г. по 2021 г.

 

Структура первичной заболеваемости по обращаемости представлена в таблице                                                                            Таблица 9

Наименование показателя

2019 год

2020 год

2021 год

первичная заболеваемость, абс.

31723

27001

33726

В том числе по классам (%) :

 

 

 

инфекционные заболевания

3,2

1,8

0,9

онкологические

0,8

0,8

0,5

б-ни  эндокринной системы

3,4

1,4

1,1

б-ни  нервной системы

4,3

4,2

3,8

б- ни системы кровообращ

4,6

4,9

3,8

б- ни органов дыхания

48,2

44,5

50,6

б- ни  орг. пищеварения

4,1

4,4

1,6

б-н кожи и подкожн. клетч

3,7

4,6

4,0

б-ни костно-мышечной системы

4,6

1,9

1,7

б-ни мочеполовой системы

5,7

11,1

10,3

травмы и отравления

4,7

8,9

10,6

Прочие

12,7

11,4

11,2

 

100

100

100

 

Распространенность факторов риска развития неинфекционных заболеваний в Аргаяшском муниципальном районе.

 

Основной причиной высокой частоты развития хронических неинфекционных заболеваний (далее именуется – ХНИЗ) является большая распространенность предотвратимых факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (употреблением табака, нерациональным питанием, недостаточной физической активностью, злоупотреблением алкоголя)

Таблица 10

Выявляемость факторов риска ХНИЗ при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения

 

2019 год

2020 год

2021 год

абсолют-ное число

проценты

абсолют-ное число

проценты

абсолют-ное число

проценты

Всего прошедших 1 этап

6030

22,6

4820

22,7

1584

43,5

Повышенный уровень артериального давления

18

0,3

30

0,6

16

1

Гипергликемия неуточненная

14

0,2

21

0,4

74

4,7

Избыточная масса тела

280

4,6

142

3

129

8,1

Курение табака

375

6,2

258

5,3

72

4,5

Риск пагубного потребления алкоголя

21

0,3

26

0,5

14

0,8

Риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача

4

0,06

3

0,06

2

0,12

Низкая физическая активность

120

2

120

2,5

77

4,9

Нерациональное питание

245

4

199

4,1

127

8,0

Высокий абсолютный суммарный сердечно-сосудистый риск

188

3,1

121

2,5

125

7,9

Очень высокий абсолютный суммарный сердечно-сосудистый риск

95

1,6

106

2,2

54

3,4

 

В структуре факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у населения Аргаяшского муниципального района, выявленных в 2019-2021 годах в ходе диспансеризации определенных групп взрослого населения, лидирующие позиции занимают поведенческие факторы риска: избыточная масса тела и ожирение сохраняют лидирующее место,  фактор нерационального питания, на втором месте в 2021 году и   третье место - низкая физическая активность в 2021 году.

Курение в сочетании с другими факторами риска (гиперхолестеринемия, сахарный диабет и артериальная гипертония) ведет к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, многократно усиливая риск их развития при сочетанном воздействии данных факторов. В профиле факторов риска хронических неинфекционных заболеваний курение, по данным диспансеризации сохраняет пятое место в 2019-2021 году. Пагубное потребление алкоголя отмечено у 10 процентов населения в 2021 году.

 

Общая характеристика здравоохранения в Аргаяшском муниципальном районе

 

Система здравоохранения Аргаяшского муниципального района по состоянию на 1 января 2021 года представлена государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Районная больница села Аргаяш» и включает следующие структурные подразделения: взрослая поликлиника, круглосуточный стационар (терапевтическое, неврологическое, хирургическое, педиатрическое, инфекционное и гинекологическое отделения), детская поликлиника, 10 ЦОВП, 35 ФАП и отделение скорой медицинской помощи. 

В Челябинской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, в соответствии с которой отработана маршрутизация пациентов, в том числе с 2019 года с использованием санитарной авиации. ГБУЗ «Районная больница с. Аргаяш» относится к первому уровню по оказанию первичной медико-санитарной помощи

Плановое число посещений при оказании амбулаторно-поликлинической помощи на протяжении трех лет составляет 1145. Коечный фонд ГБУЗ «Районная больница с. Аргаяш» в условиях круглосуточного стационара составляет 85  коек, в условиях дневных стационаров всех типов 41 койку (35 коек при поликлинике и 6 коек на дому).

Структура системы общественного здоровья в Аргаяшском муниципальном районе представлена отделением медицинской профилактики ГБУЗ « Районная больница с. Аргаяш». Отделение профилактики в своем составе имеет:

- кабинет организации диспансеризации и профилактических медицинских осмотров;

- кабинет диагностики и коррекции основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний;

- кабинет популяционных методов профилактики.

Кадровый состав отделения медицинской профилактики:

заведующая отделением врач медицинской профилактики: штатные - 1, физические лица – 1;

средние медицинские работники: штатные - 4, физические лица – 4.

В отделении профилактики на текущий момент организованы школы основ здорового образа жизни, отказа от курения, для людей с избыточной массой тела, рационального питания, здорового питания для дошкольников и школьников, профилактики гиподинамии, профилактики легочных заболеваний и артериальной гипертония.

С целью коррекции факторов риска, для посетителей отделения профилактики, наряду с работой школ здоровья, проводятся индивидуальные беседы с использованием средств наглядной агитации и раздачей методической литературы, занятия с медицинским психотерапевтом.

Активно проводится работа отделения по вопросам медицинской профилактики и пропаганды здорового образа жизни среди населения района за счет использования новых технологий, методик социологических исследований, просмотра видеофильмов по здоровому образу жизни, методических рекомендаций для педагогов школ и медицинских работников по организации работы и проведению мероприятий по медико-гигиеническому обучению и воспитанию населения всех возрастных групп.

В 2019-2021 году ГБУЗ «ЧОЦМП» (Министерство здравоохранения Челябинской области) проведены в режиме видеоконференцсвязи для населения Челябинской области, в том числе Аргаяшского муниципального района, школы здоровья по физической активности в золотом возрасте, сахарному диабету, первым признакам инсульта, профилактике острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, артрозам.

Проводится активная профилактическая работа среди населения района по первичной профилактике наркозависимости, алкоголизма, табакокурения и формированию здорового образа жизни среди несовершеннолетних. По данному направлению проводятся обучающие тренинги, как с несовершеннолетними, так и с преподавателями школ и средне-специальных образовательных учреждений.

 

Межведомственная работа по укреплению общественного

здоровья населения в Аргаяшском муниципальном районе

Эффективное межсекторальное взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни населения в Аргаяшском муниципальном районе осуществляется Координационным Советом по формированию здорового образа жизни, утвержденным Постановлением Главы Аргаяшского муниципального района от 27.12.2021г. №1054.

 

Председатель Координационного Совета - Ишимов Игорь Викторович, Глава Аргаяшского муниципального района.

Заместитель председателя - Мусина Г.Н., заместитель Главы  Аргаяшского муниципального района по социальной политике

 

Члены  Координационного Совета:

Попов А.В., главный врач ГБУЗ «Районная больница с.Аргаяш»

Сафиуллин И.Т., начальник Управления образования

Хакимова Л.Т., начальник УСЗН

Биктимиров Д.Н., Руководитель комитета по физической культуре и спорту

Юсупова И.Р., Руководитель МКУ «Управление культуры, туризма  и молодёжной политики»

Хибатуллина Р.Б. – главный редактор районной газеты «Восход»

Кондратьева С.П.-  председатель районного Совета ветеранов

Секретарь Совета – Баюра В.В., фельдшер ГБУЗ «Районная больница с.Аргаяш»

Перспективы развития службы медицинской профилактики.

 

Первоочередными задачами по развитию службы медицинской профилактики являются:

- привлечение гражданского сообщества к участию в реализации мероприятий региональной и муниципальных программ укрепления общественного здоровья;

- совершенствование работы по взаимодействию с волонтерскими и социально ориентированными некоммерческими организациями, направленной на улучшение здоровья и качества жизни населения, формирование культуры общественного здоровья, ответственного отношения к здоровью;

- обеспечение эффективного межсекторального взаимодействия в вопросах формирования здорового образа жизни населения в рамках деятельности  областного и муниципальных Координационных Советов по формированию здорового образа жизни.

 

Раздел 3. Перечень мероприятий муниципальной программы

 

Администрация Аргаяшского муниципального района: осуществляет текущее управление реализацией Программы; осуществляет контроль исполнения мероприятий Программы; осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы.

Исполнители Программы участвуют в реализации программных мероприятий и несут ответственность за выполнение программных мероприятий и достижение индикативных показателей Программы.

Срок реализации мероприятий Программы: 2023-2025годы.

Основные направления и мероприятия муниципальной программы, ответственные за их исполнение, сроки исполнения представлены в приложении 1 к муниципальной программе.

 

Раздел 4. Организация управления и механизм выполнения мероприятий муниципальной программы

 

В процессе реализации муниципальной программы необходимо формирование системы непрерывного образования граждан и медицинских специалистов по проблемам ЗОЖ, в том числе здорового питания. Особое значение в настоящее время имеет формирование ЗОЖ у детей, подростков, молодежи и студентов, что обусловлено большой распространенностью среди них курения, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживают проблемы наркомании и алкоголизма. 

Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению ЗОЖ предполагает межведомственное многоуровневое взаимодействие с привлечением к реализации программы районных учреждений, общественных организаций, участвующих в информировании населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и зависимостей, создании системы мотивации к ведению ЗОЖ и обеспечении для этого соответствующих условий, а также осуществлении контроля за всеми этими процессами через проведение мониторинга. 

Профилактические мероприятия должны стать ключевыми в борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, прежде всего среди граждан трудоспособного возраста. Один из важнейших ресурсов – проведение информационных кампаний волонтерское движение.  Участвуя в профилактических мероприятиях, волонтеры проходят дополнительное обучение, получают новые знания и навыки, а также опыт для дальнейшей профессиональной деятельности и карьерного роста.

В 2021-2024 годах планируется на постоянной основе обучение волонтеров для проведения профилактической работы с населением по следующим направлениям: формирование здорового образа жизни, распознавание первых признаков неотложных состояний и оказание первой помощи при возникновении этих состояний, раннее выявление онкологических заболеваний.          Для координации и совершенствования совместной работы волонтеров с населением и организациями, находящимися на территории района, направленной на улучшение здоровья и качества жизни населения, формирование культуры общественного здоровья, ответственного отношения к здоровью создан муниципальный координационных совет по формированию здорового образа жизни.

Для достижения плановых показателей, количественных и качественных целевых индикаторов, и показателей муниципальной программы необходимо поэтапно выполнять намеченные мероприятия настоящей муниципальной программы с 2023 по 2025 гг., в 3 этапа: 1 этап – 2023 год, 2 этап – 2024 год, 3 этап – 2025 год.

Исполнители муниципальной программы являются ответственными за выполнение программных мероприятий и рациональное использование финансовых средств, выделенных на реализацию муниципальной программы. Исполнители муниципальной программы могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют. Финансирование программных мероприятий осуществляется в пределах расходов бюджета района, выделяемых на реализацию муниципальной программы. 

Ответственный исполнитель муниципальной программы района: 

- координирует деятельность соисполнителей по реализации программных мероприятий;

- несет ответственность за своевременность, полноту и качество предоставленной информации;

- готовит, уточняет перечень программных мероприятий, уточняет затраты и механизм реализации целевой муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период;

Исполнители муниципальной программы

- участвуют в разработке, осуществляют реализацию мероприятий, по которым они являются исполнителями;

- по истечении срока действия муниципальной программы разработчик программы вносит в установленном порядке предложения о необходимости разработки новой муниципальной программы в Аргаяшском районе.

Оценка эффективности выполнения муниципальной программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Аргаяшского муниципального района от 02.10.2013 года №1748 Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Аргаяшского муниципального района.

Публичность обеспечивается посредством размещения ответственным исполнителем информации о ходе реализации муниципальной программы в сети интернет на официальном сайте администрации Аргаяшского муниципального района ( https://argayash.ru/)

 

Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы и их обоснование

 

Основными показателями, оценивающими эффективность Программы, являются: показатели общей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от хронических неинфекционных заболеваний граждан в трудоспособном возрасте: болезней системы кровообращения, злокачественных заболеваний, болезней органов дыхания, цереброваскулярных болезней; распространенность факторов риска по итогам диспансеризации определенных групп взрослого населения (низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, артериальная гипертензия, гипергликемия, курение, злоупотребление алкоголем); информированность населения по вопросам профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни (данные социологического исследования по информированности о диспансеризации, показатели частоты запущенных случаев злокачественных новообразований и поздней обращаемости при острых сосудистых состояниях в Аргаяшском муниципальном районе Челябинской области).

Реализация муниципальной программы на территории Аргаяшского муниципального района позволит добиться следующих результатов:

-  Доля граждан в возрасте 3-79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан в возрасте 3-79 лет, составит 53%;

- Увеличение       доли граждан,    охваченных профилактическими мероприятий, направленными на укрепление общественного здоровья, профилактику неинфекционных заболеваний, составит 60%;

- Количество публикаций в СМИ и информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», направленных на формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, составит 250 публикаций;

- Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением составит 8%.

 

Муниципальная программа направлена на достижение цели национального проекта «Демография»:

-        увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, в том числе увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни;

-        на достижение национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2025 году. 

Кроме того, мероприятия, связанные с формированием здоровья на производстве, которые в долгосрочной перспективе приведут к снижению случаев временной нетрудоспособности, дадут свой вклад в снижение бедности населения и повышения их доходов.

Более того, мероприятия, запланированные в рамках данной муниципальной программы должны оказать влияние на такие показатели национального проекта «Демография», как:

-        доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Реализация муниципальной программы общественного здоровья вместе с внедрением корпоративных программ позволит:

-        максимально охватить целевую аудиторию трудоспособной части населения, повысив осведомленность граждан о принципах здорового образа жизни, повысит информированность населения в вопросах профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;

-        увеличить долю населения, охваченного профилактическими мероприятий, направленными на укрепление общественного здоровья, профилактику неинфекционных заболеваний.;

Увеличение доли лиц, приверженных здоровому образу жизни, приведет к снижению заболеваемости и смертности от основных хронических и неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) (сердечно-сосудистых, онкологических) и внешних причин (например, связанных с потреблением алкоголя) в трудоспособном возрасте.

Реализация мероприятий муниципальной программы будет направлена на достижение результатов, оцениваемых по целевым показателям (индикаторам), указанным в приложении 2 к муниципальной программе.

Обоснование состава и значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, методика их расчета, источники получения информации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение представлены в приложении3 к муниципальной программе.

Социальная эффективность Программы заключается в улучшении здоровья и качества жизни населения, формировании культуры общественного здоровья, ответственного отношения к здоровью. При реализации Программы необходимо учитывать возможные экономические и социальные риски.

Основным риском невыполнения целевых показателей Программы является недостаточное финансирование или его отсутствие. Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер в реализации приоритетных направлений Программы.

 

Раздел 6. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2023-2025 годах в 3 этапа:

1 этап – 2023 год,

2 этап – 2024 год,

3 этап – 2025 год

7. Ресурсное обеспечение муниципальной программы Объемы бюджетных ассигнований программы

Таблица 11

Источник финансирования

ИТОГО

2023

2024

2025

Бюджет Аргаяшского муниципального района

60,0

20,0

20,0

20,0

Бюджет Челябинской области

0,0

0,0

0,0

0,0

Федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

ИТОГО

60,0

20,0

20,0

20,0

 

Раздел 8. Финансово-экономическое обоснование муниципальной программы

 

Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы, изложено в приложении 3 к муниципальной программе.

 

Раздел 9. Методика оценки эффективности муниципальной программы

 

Оценка эффективности использования бюджетных средств по мероприятиям муниципальных программ, подпрограмм (О(б)):

 

Оценка эффективности по муниципальной программе, подпрограмме в целом равна сумме показателей эффективности по мероприятиям муниципальной программы (подпрограммы).

Оценка эффективности использования ресурсов по всем источникам (О), исчисляется только в случае, если фактический объем привлечения внебюджетных источников составляет не менее 5 % от фактического использования бюджетных средств.

 

Оценка достижения плановых индикативных показателей (ДИП):

 

Оценка полноты использования бюджетных средств (ПИБС):

 

Оценка полноты использования ресурсов (ПИР) по всем источникам:

Значение

Эффективность использования бюджетных средств

более 1,4

очень высокая эффективность использования расходов (значительно превышает целевое значение)

от 1 до 1,4

высокая эффективность использования расходов (превышение целевого значения)

от 0,5 до 1

низкая эффективность использования расходов (не достигнуто целевое значение)

менее 0,5

крайне низкая эффективность использования расходов (целевое значение исполнено менее чем на половину)

 

Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения индикативных показателей и меньше уровень использования бюджетных средств